Заголовок:
Комментарий:
Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЦТ — биология ЦЭ
Вариант № 147
1.  
i

На ри­сун­ке изоб­ра­жен лист:

1) пе­ри­сто­слож­ный
2) паль­ча­то­слож­ный
3) про­стой, с цель­ной ли­сто­вой пла­стин­кой
4) про­стой, с рас­чле­нен­ной ли­сто­вой пла­стин­кой
2.  
i

На ри­сун­ке ске­ле­та птицы кре­стец обо­зна­чен циф­рой:

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
3.  
i

Пло­да­ми яв­ля­ют­ся:

 

а  — ко­стян­ка сливы

б  — кор­не­плод ре­ди­са

в  — шишка сосны

г  — боб го­ро­ха

д  — лу­ко­ви­ца чес­но­ка

1) а, в, г
2) б, г, д
3) а, б, д
4) толь­ко а, г
4.  
i

Схема ка­ко­го со­цве­тия пред­став­ле­на на ри­сун­ке?

1) по­ча­ток
2) ме­тел­ка
3) про­стая кисть
4) про­стой щиток
5.  
i

Какой эле­мент цве­точ­ной почки обо­зна­чен на ри­сун­ке циф­рой 1?

1) по­чеч­ные чешуи
2) конус на­рас­та­ния
3) за­ча­точ­ный сте­бель
4) за­ча­точ­ные со­цве­тия
6.  
i

На­зо­ви­те эле­мент, обо­зна­чен­ный на схеме стро­е­ния цвет­ка циф­рой 5:

1) за­вязь
2) пыль­ник
3) рыль­це пе­сти­ка
4) ты­чи­ноч­ная нить
7.  
i

Спо­соб­ность живых ор­га­низ­мов по­треб­лять из внеш­ней среды энер­гию и ве­ще­ства, не­об­хо­ди­мые для про­цес­сов жиз­не­де­я­тель­но­сти, на­зы­ва­ет­ся:

1) пи­та­ние
2) раз­мно­же­ние
3) раз­дра­жи­мость
4) кле­точ­ное стро­е­ние
8.  
i

У рыб име­ет­ся орган, пред­став­лен­ный про­доль­ны­ми ка­на­ла­ми в коже по бокам тела, чув­стви­тель­ные клет­ки ко­то­ро­го вос­при­ни­ма­ют на­прав­ле­ние и силу дав­ле­ния воды. Это орган:

1) вкуса;
2) слуха;
3) зре­ния;
4) обо­ня­ния;
5) бо­ко­вой линии.
9.  
i

На­зо­ви­те эле­мент, обо­зна­чен­ный на схеме стро­е­ния цвет­ка циф­рой 6:

1) вен­чик
2) ле­пе­сток
3) цве­то­ло­же
4) ча­ше­ли­стик
10.  
i

Ука­жи­те эко­ло­ги­че­скую груп­пу птиц, пред­ста­ви­те­лем ко­то­рой яв­ля­ет­ся ку­куш­ка обык­но­вен­ная:

1) птицы лесов;
2) птицы от­кры­тых про­странств;
3) птицы куль­тур­ных ланд­шаф­тов;
4) во­до­пла­ва­ю­щие и око­ло­вод­ные птицы.
11.  
i

Под­твер­жде­ни­ем от­но­си­тель­но­сти ка­ко­го кри­те­рия вида слу­жат от­ли­чия в стро­е­нии гу­се­ни­цы и взрос­лой особи ба­боч­ки?

1) эко­ло­ги­че­ско­го
2) гео­гра­фи­че­ско­го
3) мор­фо­ло­ги­че­ско­го
4) фи­зио­ло­ги­че­ско­го
12.  
i

Путь раз­ви­тия част­ных адап­та­ций, не из­ме­ня­ю­щих уро­вень ор­га­ни­за­ции осо­бей и поз­во­ля­ю­щих им более полно за­се­лить преж­нюю среду оби­та­ния, на­зы­ва­ет­ся:

1) ре­гресс
2) аро­ге­нез
3) ал­ло­ге­нез
4) ка­та­ге­нез
13.  
i

Био­ло­ги­че­ский объ­ект, ко­то­рый яв­ля­ет­ся эле­мен­тар­ной еди­ни­цей ор­га­низ­мен­но­го уров­ня ор­га­ни­за­ции живых си­стем, изоб­ра­жен на ри­сун­ке:

 

12345
1) 1;
2) 2;
3) 3;
4) 4;
5) 5.
14.  
i

По хи­ми­че­ской при­ро­де цел­лю­ло­за яв­ля­ет­ся:

1) сте­ро­и­дом
2) фос­фо­ли­пи­дом
3) по­ли­са­ха­ри­дом;
4) мо­но­са­ха­ри­дом
15.  
i

Живые ор­га­низ­мы при­спо­соб­ле­ны к среде оби­та­ния; осо­бен­но­сти их стро­е­ния, жиз­не­де­я­тель­но­сти и по­ве­де­ния со­от­вет­ству­ют об­ра­зу жизни. Это свой­ство живых ор­га­низ­мов на­зы­ва­ет­ся:

1) рост
2) ды­ха­ние
3) адап­та­ция
4) раз­дра­жи­мость
16.  
i

Под­бе­ри­те не­до­ста­ю­щее по­ня­тие, учи­ты­вая, что между по­ня­ти­я­ми каж­дой пары су­ще­ству­ет оди­на­ко­вая ло­ги­че­ская связь:

ас­си­ми­ля­ция  — био­син­тез по­ли­са­ха­ри­дов  =  дис­си­ми­ля­ция  — ?

1) ана­бо­лизм;
2) ре­пли­ка­ция ДНК;
3) за­па­са­ние гли­ко­ге­на;
4) пла­сти­че­ский обмен;
5) рас­щеп­ле­ние глю­ко­зы.
17.  
i

Спо­соб­ность ор­га­низ­мов ре­а­ги­ро­вать спе­ци­фи­че­ски­ми ре­ак­ци­я­ми на из­ме­не­ние внеш­ней и внут­рен­ней среды на­зы­ва­ет­ся:

1) раз­дра­жи­мость;
2) на­след­ствен­ность;
3) кле­точ­ное стро­е­ние;
4) един­ство хи­ми­че­ско­го со­ста­ва.
18.  
i

Спо­соб­ность живых ор­га­низ­мов под­дер­жи­вать по­сто­ян­ство сво­е­го хи­ми­че­ско­го со­ста­ва и ин­тен­сив­ность об­мен­ных про­цес­сов на­зы­ва­ет­ся:

1) са­мо­ре­гу­ля­ция
2) раз­дра­жи­мость
3) на­след­ствен­ность
4) кле­точ­ное стро­е­ние
19.  
i

Ука­жи­те, какое общее свой­ство живых ор­га­низ­мов от­ра­же­но на ри­сун­ке:

1) на­след­ствен­ность;
2) кле­точ­ное стро­е­ние;
3) спо­соб­ность к са­мо­ре­гу­ля­ции;
4) един­ство хи­ми­че­ско­го со­ста­ва;
5) обмен ве­ществ с окру­жа­ю­щей сре­дой.
20.  
i

Био­ло­ги­че­ский объ­ект, ко­то­рый яв­ля­ет­ся эле­мен­тар­ной еди­ни­цей ор­га­низ­мен­но­го уров­ня ор­га­ни­за­ции живых си­стем, изоб­ра­жен на ри­сун­ке:

 

12345
1) 1;
2) 2;
3) 3;
4) 4;
5) 5.
21.  
i

Ука­жи­те, эле­мен­тар­ной еди­ни­цей ка­ко­го уров­ня ор­га­ни­за­ции живых си­стем яв­ля­ет­ся био­ло­ги­че­ский объ­ект, изоб­ра­жен­ный на ри­сун­ке:

1) мо­ле­ку­ляр­но­го;
2) ор­га­низ­мен­но­го;
3) ор­га­но­тка­не­во­го;
4) био­це­но­ти­че­ско­го.
22.  
i

Га­п­ло­ид­ным на­бо­ром хро­мо­сом на­зы­ва­ют:

1) со­во­куп­ность ауто­сом в клет­ках ор­га­низ­ма
2) двой­ной набор хро­мо­сом в со­ма­ти­че­ских клет­ках
3) оди­нар­ный набор хро­мо­сом, на­при­мер в зре­лых по­ло­вых клет­ках
4) со­во­куп­ность нук­лео­ти­дов ДНК, не­су­щих ин­фор­ма­цию о струк­ту­ре од­но­го белка
23.  
i

Вы­бе­ри­те пра­виль­но со­став­лен­ную пару, опре­де­ля­ю­щую хро­мо­сом­ную пе­ре­строй­ку и ме­ха­низм ее фор­ми­ро­ва­ния:

1) де­ле­ция — по­во­рот участ­ка хро­мо­со­мы на 180°
2) транс­ло­ка­ция — вы­па­де­ние кон­це­вых участ­ков хро­мо­со­мы
3) ду­пли­ка­ция — дву- или мно­го­крат­ное по­вто­ре­ние фраг­мен­та хро­мо­со­мы
4) ин­вер­сия — дву- или мно­го­крат­ное вы­па­де­ние участ­ка хро­мо­со­мы в сред­ней ее части
24.  
i

В цепи РНК один и тот же нук­лео­тид не может вхо­дить од­но­вре­мен­но в со­став двух со­сед­них три­пле­тов. Это свой­ство ге­не­ти­че­ско­го кода на­зы­ва­ет­ся:

1) од­но­знач­ность
2) вы­рож­ден­ность
3) не­пе­ре­кры­ва­е­мость
4) ком­пле­мен­тар­ность
25.  
i

Три­плет РНК ГУУ ко­ди­ру­ет толь­ко ами­но­кис­ло­ту валин, ГЦА  — толь­ко ала­нин. Это свой­ство ге­не­ти­че­ско­го кода на­зы­ва­ет­ся:

1) од­но­знач­ность
2) вы­рож­ден­ность
3) не­пре­рыв­ность
4) не­пе­ре­кры­ва­е­мость
26.  
i

Вы­бе­ри­те пра­виль­но со­став­лен­ную пару, опре­де­ля­ю­щую раз­но­вид­ность ге­ном­ной му­та­ции и ее ха­рак­те­ри­сти­ку:

1) три­со­мия — об­ра­зо­ва­ние зи­го­ты 3n − 1
2) мо­но­со­мия — об­ра­зо­ва­ние зи­го­ты 2n + 1
3) гек­са­п­ло­и­дия - об­ра­зо­ва­ние зи­го­ты 6n
4) ге­те­ро­пло­и­дия — уве­ли­че­ние ко­ли­че­ства хро­мо­сом, крат­ное га­п­ло­ид­но­му на­бо­ру
27.  
i

Три­плет РНК ЦАА ко­ди­ру­ет толь­ко ами­но­кис­ло­ту гли­цин, ЦГА  — толь­ко ар­ги­нин. Это свой­ство ге­не­ти­че­ско­го кода на­зы­ва­ет­ся:

1) од­но­знач­ность
2) вы­рож­ден­ность
3) не­пе­ре­кры­ва­е­мость
4) ком­пле­мен­тар­ность
28.  
i

Вы­бе­ри­те пра­виль­но со­став­лен­ную пару, опре­де­ля­ю­щую хро­мо­сом­ную пе­ре­строй­ку и ме­ха­низм ее фор­ми­ро­ва­ния:

1) ин­вер­сия — по­во­рот участ­ка хро­мо­со­мы на 180°
2) де­ле­ция — мно­го­крат­ное по­вто­ре­ние фраг­мен­та хро­мо­со­мы
3) ду­пли­ка­ция — вы­па­де­ние участ­ка хро­мо­со­мы в кон­це­вой ее части
4) транс­ло­ка­ция — дву­крат­ное вы­па­де­ние участ­ка хро­мо­со­мы в сред­ней ее части
29.  
i

Ка­ри­о­ти­пом на­зы­ва­ет­ся:

1) про­цесс де­ле­ния ядра
2) со­во­куп­ность хро­мо­сом ор­га­низ­ма в по­ло­вых клет­ках
3) со­во­куп­ность хро­мо­сом ор­га­низ­ма в со­ма­ти­че­ских клет­ках
4) уча­сток мол­ку­лы ДНК, не­су­щий ин­фор­ма­цию о струк­ту­ре од­но­го белка